Как настроить клапана на 402 двигателе?

Регулировка клапанов двигателя ЗМЗ-402 вручную — пошаговая инструкция, требуемые инструменты, величина и настройка теплозазоров, частота проведения,

Как настроить клапана на 402 двигателе?

Газораспределительный механизм восьмиклапанного ЗМЗ-402 предназначен для выпуска газов и своевременной подачи горючей смеси или воздуха в силовой агрегат. ГРМ должен быть грамотно настроен, иначе ДВС начинает шуметь, а расход горючего увеличивается. Один из базовых способов эффективной настройки — регулировка клапанов 402 двигателя своими руками.

Когда нужна регулировка клапанов

Детали механизма газораспределения открываются поочерёдно и в нужный момент. Контролирует их распредвал, надавливая своими кулачками на коромысла при вращении. Между выступами вала и элементами предусмотрены тепловые зазоры клапанов. Они призваны компенсировать физическое расширение металлических компонентов от нагревания — во время работы двигатель сильно греется. По сути, отрегулировать клапана на 402 двигателе, значит, изменить этот самый тепловой промежуток в большую или меньшую сторону.

Если элемент будет неплотно закрываться из-за температурного расширения, то фактически перестанет герметично закрывать камеру сгорания, не изолируя её от трактов. Если же клапан открывается с опозданием, это уже происходит по причине увеличения теплозазора и не только отрицательно воздействует на состоянии всего механизма, но и ухудшает подачу топливной смеси.

Периодичность регулировки прописана в руководстве к движку: делать это нужно каждые 10-15 тыс. км пробега. Такая короткая фаза между настройками объясняется конструктивной неудачностью мотора ЗМЗ-402. Распределительный вал здесь находится чересчур низко и периодически бряцает, а тяги толкателей слишком длинные. Кроме того, качество используемых деталей невысокое, что лишний раз увеличивает вибрационную нагрузку на ГРМ. Например, шестерня распредвала быстро отваливается, так как сделана из капрона. Правда, она защищена металлической втулкой, но эбонитовая шестерня, как на других моторах, смотрится куда надёжнее.

Необходимые инструменты

Для грамотной регулировки клапанов Газели с 402 двигателем надо подготовить следующие инструменты:

  • комплект отвёрток;
  • щупы разного размера или универсальный щуп;
  • трещотку с удлинителем и головкой на 10 мм;
  • набор ключей, размерами с 8 по 14 мм;
  • свечной ключ;
  • молоток;
  • ветошь.

Рекомендуемая величина зазоров ЗМЗ-402

Калибр теплозазора, в соответствии с паспортными данными двигателя, должна составлять 0,4 мм. Показатель этот отличается между впускными и выпускными клапанами, так как последние элементы нагреваются сильнее. Измерения должны проводиться щупами, оснащёнными шагом в 0,05 мм или меньше.

Параметры также могут отличаться из-за различных условий эксплуатации и манеры езды:

  • постоянная перевозка тяжёлых грузов, периодическая езда по горам, применение нестандартного бензина — 0,4 мм;
  • питание двигателя газом — 0,35 мм и 0,45 мм (выпуск);
  • постоянные резкие старты, спортивная манера езды — 0,3-0,35 мм.

К тому же, можно путём уменьшения теплового зазора увеличить тягу двигателя и снизить расход топлива. Но это будет работать только на режимах спокойной езды, без нагрузки.

Порядок работ по регулировке клапанов двигателя ЗМЗ-402

Ниже приведён подробный порядок действий:

  • скинуть клеммы с аккумулятора;
  • поставить нейтральную передачу;
  • отсоединить всё навесное оборудование, которое отходит от клапанной крышки, включая шланг УОЗ;
  • скинуть тросы заслонок, прикреплённых к карбюратору;
  • демонтировать воздушный фильтр;
  • отвернуть болты, снять верхнюю часть механизма;
  • вывернуть свечи зажигания;
  • поршень цилиндра 1 установить в ВМТ, совмещая метку коленвала с приливом на передней крышке мотора — вращать коленвал рекомендуется только стартером;
  • снять крышку электрического распределителя, проверить бегунок — данный элемент трамблёра должен смотреть строго на 1 цилиндр;
  • начать регулировку клапанов.
Читайте также  Как заменить поршневые кольца не снимая двигатель?

Клапана желательно регулировать только на холодный двигатель! С другой стороны, мотор ЗМЗ-402 оснащён алюминиевой головкой. Штанги имеют свойство расширяться по мере нагрева ДВС, а зазоры уменьшаться. По этой причине опытные мастера рекомендуют регулировать систему 402-го на прогретом движке, выставляя зазоры 0,3 мм на всех элементах. Исключение — автомобили Газель.

Что касается меток: они могут совпадать при ВМТ с первым или четвёртым цилиндром. Как это проверить помимо направления бегунка? Если зажаты клапаны 1, 2, 4 и 6, а остальные свободны — метка совпадает с 4-м цилиндром. И наоборот, если зажаты 8, 7, 5 и 3 — метка совпадает с 1-м цилиндром.

Регулировка клапанов 402 двигателя в два приема осуществляется по следующей схеме:

  • сначала первые клапаны впуска и выпуска;
  • затем вторые впуска и выпуска;
  • третий впускной;
  • проворот коленвала на 360 градусов, совмещение меток и установка бегунка на 4-й цилиндр;
  • регулировка оставшихся клапанов.

Коротко порядок регулировки клапанов выглядит так: сначала 1, 2, 4 и 6 — остальные зажаты, затем — от кабины 8, 7, 5 и 3.

Регулировка клапанов ЗМЗ 402 по инструкции:

  • подвигать коромысло по валу вперёд и назад;
  • несильно и осторожно стукнуть молотком по валу точно над клапаном — ни в коем случае не бить по толкателю;
  • гаечным ключом на 11 открутить гайку регулировочного винта, придерживая последний мощной отвёрткой с плоским жалом или накидным ключом на 14;
  • щупом измерить зазор — он должен проходить под клапаном с небольшим усилием, при необходимости отрегулировать до нужных значений;
  • зажать гайку обратно — заново проверить величину зазора;
  • повторить операцию со всеми клапанами.

На некоторых автомобилях клапана регулируются с помощью шайб. Вместо родной устанавливается кольцо меньшей или большей толщины. Альтернативный вариант — замена толкателей на варианты с нужными параметрами. Известны моторы, на которых регулировка вообще не предусмотрена — на ДВС с гидрокомпенсаторами. Клапаны ЗМЗ-402 настраиваются специальным регулировочным винтом.

Затем надо установить на место свечи, крышку распределителя и навесное оборудование. Потом осуществить тестовый запуск двигателя, чтобы проверить подачу масла на все толкатели. Если смазка не будет поступать на какой-либо элемент, следует ослабить крепёжную гайку оси коромысел в зоне четвёртого цилиндра. Также надо будет прочистить всю маслосистему автомобиля.

В конце остановить мотор, собрать все демонтированные компоненты на место. Болты клапанной крышки закрутить с нужным усилием. После установки всех нужных шлангов и трубок, заново завести движок. Дать ему прогреться до 80-90 градусов, затем послушать работу клапанов — они не должны звенеть или цокать.

Как часто необходимо проводить настройку

В условиях эксплуатации автомобиля с высокой нагрузкой — перевозка тяжёлых грузов, езда по горам и на малой скорости, срок регулировки сокращается до 8-10 тыс. км. А если в бак заливается не соответствующий ГБЦ бензин, клапаны нуждаются в настройке уже каждые 5-6 тыс. км пробега. Иначе они прогорят, а двигатель потеряет компрессию.

Чтобы не сорвать резьбу в процессе регулировки клапанов, в начале откручивания и на последнем обороте закручивания гайку нужно вращать ключом очень плавно. Наконечники штанг клапанного механизма двигателя ЗМЗ-402 сделаны из дюралюминия, а не стали, как на ЗИЛ-130, например. Поэтому настраивать клапаны на слух крайне сложно. Бряцанье и стуки могут издавать:

  • изношенные кулачки распредвала;
  • неравномерно сработавшиеся носики коромысел;
  • выработанная ось;
  • расшатанные сухари пружин.

Клапаны с дефектным распредвалом не получится нормально отрегулировать. Поэтому целесообразнее будет заменить распределительный вал. То же касается и сработанных сухарей пружин, так как коромысла в этом случае будут упираться не в клапаны, а в чашки пружин.

Читайте также  Можно ли заливать антифриз на горячий двигатель?

Таблица: полезные технические данные по 402

Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
Направление вращения ротора распределителя против часовой стрелки
Угол опережения зажигания, град
центробежный регулятор 15-18
вакуумный регулятор 8-10
Свечи зажигания А14ВР
Зазор свечи зажигания, мм 0,8-0,95
Сопротивление бегунка, кОм 5-8
Сопротивление наконечника свечи, кОм 4-7
Сопротивление центрального контакта крышки, кОм 8-13
Сопротивление обмотки статора, кОм 0,4-0,45

Источник: https://swapmotor.ru/tehnicheskoe-obsluzhivanie/regulirovka-klapanov-dvigatelya-zmz-402.html

Регулировка клапанов 402 двигатель газель

Как настроить клапана на 402 двигателе?

ЗМЗ-402 двигатель хоть и старенький (первая его модификация появилась еще в 1968 году – этот мотор, рассчитанный на 92-й бензин, стоял на легендарных «волгах» ГАЗ-21), но за полвека прекрасно себя зарекомендовавший как на легковых, так и на грузовых автомобилях.

Главные его достоинства – относительно невысокая стоимость, выносливость (ЗМЗ способен выдерживать такие перегрузки, которые могут запросто загубить более современный двигатель, – перегрев или долговременная работа на повышенных оборотах), простота обслуживания и ремонта и мощность, достаточная даже для среднетоннажного грузовика. При этом сам двигатель достаточно компактный и, будучи почти полностью изготовлен из алюминия, весьма легкий.

К недостаткам ЗМЗ-402 следует, в первую очередь, отнести малое количество цилиндров (их на двигателе всего четыре), что сказывается не столько на мощности мотора, сколько на плавности его работы.

Неприхотливость этого мотора обусловлена, в немалой степени, отсутствием в нем сложных электронных схем и разнообразных механизмов, упрощающих эксплуатацию мотора и присущих большинству бензиновых и дизельных двигателей последних поколений.

Например, в ЗМЗ-402 отсутствует гидрокомпенсатор, который без стороннего вмешательства следит за тепловым зазором клапанов.

Это устройство, установленное, кстати, на многих модификациях двигателя Камминз (его можно встретить на Газели Некст), изменяет свою длину на величину теплового зазора, благодаря чему необходимость в систематической проверки этого параметра и, в случае необходимости, регулировке отсутствует.

На ЗМЗ процесс регулировки клапанов следует производить регулярно, как минимум, через каждые 20-25 тыс. км. пробега автомобиля.

Все эти новые приспособления хоть и упрощают обслуживание двигателей, но при этом и усложняют его ремонт в случае серьезных поломок. И что лучше – вопрос, скорее, философский, нежели технический.

Чтобы понять, для чего нужно время от времени регулировать клапана и как происходит этот процесс, нужно понимать, хотя бы в общих чертах, устройство цилиндров двигателя внутреннего сгорания, которое примерно одинаково и для бензиновых, и для дизельных моторов.

Что такое тепловой зазор и зачем он нужен

Каждый цилиндр имеет два отверстия: впускной и выпускной. Первый служит для впрыска в цилиндр топлива (в бензиновых двигателях) или топливовоздушной смеси (в дизельных моторах); второй – для выхода выхлопных газов. Открываются и закрываются эти отверстия посредством клапанов, причем происходит это в четко определенный момент. Понятно, что чем герметичнее клапан прилегает к цилиндру, тем точнее работает двигатель, тем выше его КПД и, соответственно, мощность.

Проблема состоит в том, что в процессе работы двигатель достаточно сильно нагревается, его металлические детали при этом, в соответствии с законами физики, расширяются (в т.ч. цилиндры и клапана), и, если в холодном состоянии клапана герметично закрывают входное и выходное отверстия цилиндров, но в нагретом эта герметичность нарушается. И наоборот: если отрегулировать клапана таким образом, чтобы при нагревании они плотно прилегали к цилиндрам, то в холодном состоянии между ними и цилиндрами будет оставаться зазор.

Величина этого зазора определяется производителем мотора (для каждого двигателя она своя) и подлежит регулировке.

К сожалению, процесс регулировки клапанов невозможно производить ни на разогретом двигателе (в процессе его остывания меняется и геометрия деталей), ни, тем более, на работающем моторе. Но, зная величину теплового зазора, можно выставить его требуемую величину на остывшем двигателе. Для этого мастера автосервисов используют специальные щупы различной толщины. Если тепловой зазор клапана выставлен верно, то щуп должен входить в него с небольшим усилием. Если он проходит легко, значит, величина зазора выше нормы; если чересчур туго или не входит вообще, – ниже.

Читайте также  Как делают чип тюнинг двигателя?

Важно: регулировка клапанов не дает существенного увеличения мощности двигателя. Но при этом, если тепловые зазоры всех клапанов выставлены максимально точно, двигатель будет работать ровно, без толчков, что, во-первых, сделает работу мотора более тихой и сам автомобиль более управляемым, а во-вторых, положительно скажется на скорости износа деталей двигателя, в первую очередь, на износе клапанов и поршневой группы.

А ведь их замену в случае износа можно по стоимости операции приравнять к капитальному ремонту всего двигателя.

Клапаны выполняют в двигателе весьма ответственную функцию: они отвечают за дозирование и своевременную подачу горючей смеси в цилиндре и своевременный и полный выход отработанных газов.

От качества их регулировки зависит, насколько хорошо они будут с этими функциями справляться, поэтому и за размерами тепловых зазоров клапанов нужно регулярно следить и в случае их нарушения своевременно регулировать.

Как часто следует производить регулировку клапанов ЗМЗ-402

Как мы уже говорили, проверку величины теплового зазора клапанов двигателя ЗМЗ-402 следует проводить каждые 20-25 тыс. км. пробега.

Однако, нарушения теплового зазора могут произойти и раньше – на их регулировку оказывают влияние такие факторы, как режим работы двигателя (если Газели приходится часто работать в режиме перегрузок, то и нарушения регулировок ее клапанов будут происходить с меньшей периодичностью); качество дорог (неровные дороги одинаково отрицательно сказываются на ресурсе всех систем автомобиля); стиль управления автомобилем (езда на повышенных оборотах, дрифтинг – все это дополнительно способствует разбалтыванию клапанов).

Понять, что регулировка клапанов 402 двигатель Газель необходима, можно по следующим признакам: затруднение запуска двигателя; значительное усиление шума работающего двигателя даже на самых малых оборотах; появление в процессе работы двигателя неприятного запаха гари; увеличение и изменение цвета выхлопа; существенное беспричинное увеличение расхода топлива; появление стука клапанов (это случается, когда тепловой зазор становится значительно ниже нормы – в этом случае клапана могут и обгореть, и существенно деформироваться, что потребует их незамедлительной замены).

Такие операции, как регулировка клапанов и, тем более замена клапанов с последующей регулировкой, операции хоть и несложные, но требуют высокой точности исполнения.

К тому же для того, чтобы только добраться до впускных и выпускных клапанов двигателя ЗМЗ-402, от мастера требуется немалый опыт и сноровка.

Так, первым делом вам предстоит снять вал газораспределения, затем толкатели и рокера, потом удалить т.н. сухари, а это непросто. Дело в том, что в клапанном механизме Газели установлены очень мощные пружины, и если одна из них не вовремя сработает, то эти сухари разлетятся неведомо куда.

А ведь собственно к процессу регулировки вы еще даже и не приступили…

Отсюда вывод, пусть банальный, но от этого не менее верный: все операции по регулировке и ремонту клапанов ЗМЗ-402 правильнее всего поручить специалисту станции техобслуживания.

К тому же, если вы долго пренебрегали процедурой проверки теплового зазора, вероятность того, что для приведения клапанов в надлежащее состояние вам потребуется наличие целого ряда запчастей, а они в автосервисе практически всегда есть в наличии.

Источник: https://remont-gazel.spb.ru/works/regulirovka-klapanov-402-dvigatel-gazel.html