Как сделать реверс на однофазном двигателе?

Схема подключения реверса однофазного двигателя – реверс однофазного двигателя с конденсатором и пульт ДУ

Как сделать реверс на однофазном двигателе?

Реверсивное подключение однофазового асинхронного мотора своими руками

Перед выбором схемы подключения однофазового асинхронного мотора принципиально найти, сделать ли реверс. Если для настоящей работы для вас нередко необходимо будет поменять направление вращения ротора, то целенаправлено организовать реверсирование с внедрением кнопочного поста. Если однобокого вращения для вас будет довольно, то подойдет самая обычная схема без способности переключения. Но что делать, если после подсоединения по ней вы решили, что направление необходимо все таки поменять?

Постановка задачи

Представим, что у уже подсоединенного с внедрением пускозарядной емкости асинхронного однофазового мотора вначале вращение вала ориентировано по часовой стрелке, как на картинке ниже.

Уточним принципиальные моменты:

  • Точкой А отмечено начало пусковой обмотки, а точкой В – ее окончание. К исходной клемме A подсоединен провод кофейного, а к конечной – зеленоватого цвета.
  • Точкой С помечено начало рабочей обмотки, а точкой D – ее окончание. К исходному контакту подсоединен провод красноватого, а к конечному – голубого цвета.
  • Направление вращения ротора обозначено при помощи стрелок.

Ставим впереди себя задачку – сделать реверс однофазового мотора без вскрытия его корпуса так, чтоб ротор начал крутиться в другую сторону (в данном примере против движения стрелки часов). Ее можно решить 3-мя методами. Разглядим их подробнее.

Вариант 1: переподключение рабочей намотки

Чтоб изменить направление вращения мотора, можно только поменять местами начало и конец рабочей (неизменной включенной) обмотки, как это показано на рисунке. Можно поразмыслить, что для этого придется вскрывать корпус, доставать намотку и крутить ее. Этого делать не надо, так как довольно поработать с контактами снаружи:

  1. Из корпуса должны выходить четыре провода. 2 из их соответствуют началам рабочей и пусковой намоток, а 2 – их концам. Обусловьте, какая пара принадлежит только рабочей обмотке.
  2. Вы увидите, что к этой паре подсоединены две полосы: фаза и ноль. При отключенном движке произведите реверс методом перекидывания фазы с исходного контакта намотки на конечный, а нуля – с конечного на исходный. Либо напротив.
Читайте также  Чем лучше раскоксовать кольца в двигателе?

В итоге получаем схему, где точки С и D изменяются меж собой местами. Сейчас ротор асинхронного мотора будет крутиться в другую сторону.

Как изменить направление вращение вала в однофазном двигателе

Моторчик взят от бытовой мясорубки. Нап

rzdoro.ru

Схема подключения однофазного двигателя КД-25

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».

После определения рабочей и пусковой обмоток однофазного электродвигателя можно переходить к его подключению в сеть.

В качестве примера я возьму все тот же КД-25-У4 и подключу его в сеть 220 (В), согласно схемы, изображенной на бирке.

Хотел бы напомнить, что двигатель КД-25 является конденсаторным. Его обмотка статора состоит из двух обмоток — рабочей (С1-С2) и пусковой (В1-В2), которые занимают одинаковое количество пазов в магнитопроводе и сдвинуты по оси относительно друг друга на 90 электрических градусов.

Рабочую обмотку подключают напрямую в сеть 220 (В), а пусковую — в эту же сеть, только через фазосдвигающий конденсатор, который создает фазовый сдвиг между токами этих обмоток. Это связано с тем, что при включении в сеть только рабочей обмотки (С1-С2) у однофазного конденсаторного двигателя возникнет пульсирующее магнитное поле, а не вращающееся, т.е. он не запустится.

Напомню, что у асинхронных конденсаторных двигателей, в отличие от обычных однофазных двигателей, пусковую обмотку не нужно отключать от сети — она всегда включена в сеть.

Чтобы запустить однофазный двигатель без рабочего конденсатора, нужно придать ему от руки или веревки начальный момент — он запустится и продолжит вращаться в заданную сторону.

Как подключить однофазный двигатель КД-25

Итак, в клеммной коробке у нас имеется 4 вывода:

  • (С1-С2) — рабочая обмотка
  • (В1-В2) — пусковая обмотка

Соединим между собой выводы рабочей обмотки (С2) и пусковой обмотки (В1). Назовем его общим (С2-В1).

Теперь на общий вывод (С2-В1) и на вывод рабочей обмотки (С1) подключим питающее напряжение 220 (В).

Для пуска однофазного асинхронного двигателя КД мощностью 25 (Вт) необходим рабочий конденсатор емкостью 1,5 (мкФ).

Применять можно бумажные герметизированные конденсаторы в металлическом корпусе (МПГО, МБГП, МБГО, МБГЧ, КБП), а лучше металлизированные полипропиленовые (СВВ) переменного тока.

Рекомендую использовать конденсаторы с рабочим напряжением не менее 300-400 (В). Так будет надежней.

Теперь подключим рабочий конденсатор между выводами (С1) и (В2).

Конденсатора емкостью 1,5 (мкФ) под рукой у меня не оказалось, поэтому я подключил конденсатор чуть меньшей емкости: МБГЧ-1, 0,5 (мкФ), напряжением 750 (В).

После запуска двигателя дайте ему поработать 10-15 минут и проверьте нагрев его корпуса. Если «рука терпит», то значит все в норме и температура не превышает 50-55°С. Если же нагрев достаточно ощутимый, то нужно искать его причины. Причин может быть несколько:

  • неисправен подшипниковый узел (износ подшипников, перекос при зажатии)
  • завышена емкость рабочего конденсатора
  • межвитковое замыкание в обмотках
Читайте также  Что такое турбояма на бензиновом двигателе?

Как изменить направление вращения однофазного двигателя

Чтобы изменить направление вращения вала однофазного конденсаторного двигателя необходимо изменить направление тока в рабочей или пусковой обмотке. Более подробно об этом Вы можете прочитать в статье про реверс однофазного двигателя АИРЕ 80С2. Там имеется подробное описание и монтажная схема реверса. Принцип схемы там очень прост — изменение направления тока в рабочей обмотке (С1-С2).

В данной статье я покажу Вам, как осуществить реверс однофазного двигателя другим способом. Мы не будем изменять направление тока в той или иной обмотке. Мы просто изменим угол между токами рабочей и пусковой обмоток путем переключения фазы питающего напряжения.

Изначально, напряжение мы подавали непосредственно на рабочую обмотку, а пусковая была подключена через конденсатор. При реверсе напряжение мы подадим непосредственно на пусковую обмотку, а рабочая станет подключена через конденсатор.

Переключение фазы с одного вывода (С1) на другой (В2) можно осуществить с помощью кнопки управления КУ-110111, про которую я уже рассказывал в статье про реверс трехфазного двигателя в однофазной сети.

В конце статьи представляю Вашему вниманию видео о пуске однофазного конденсаторного двигателя КД-25 без рабочего конденсатора от руки (в разные стороны) и с рабочим конденсатором, а также его реверс.

Источник: https://esr-energy.ru/raznoe/sxema-podklyucheniya-reversa-odnofaznogo-dvigatelya-revers-odnofaznogo-dvigatelya-s-kondensatorom-i-pult-du.html

Реверсивное подключение однофазного асинхронного двигателя своими руками

Как сделать реверс на однофазном двигателе?

Перед выбором схемы подключения однофазного асинхронного двигателя важно определить, сделать ли реверс. Если для полноценной работы вам часто нужно будет менять направление вращения ротора, то целесообразно организовать реверсирование с использованием кнопочного поста. Если одностороннего вращения вам будет достаточно, то подойдет самая простая схема без возможности переключения. Но что делать, если после подсоединения по ней вы решили, что направление нужно все же поменять?

Вариант 2: переподключение пусковой намотки

Второй способ организовать реверс асинхронного мотора 220 Вольт – поменять местами начало и конец пусковой обмотки. Делается это по аналогии с первым вариантом:

  1. Из четырех проводов, выходящих из коробки мотора, выясните, какие из них соответствуют отводкам пусковой намотки.
  2. Изначально конец В пусковой обмотки соединялся с началом С рабочей, а начало А подключалось к пускозарядному конденсатору. Сделать реверс однофазного двигателя можно, подключив емкость к выводу В, а начало С с началом А.

После описанных выше действий получаем схему, как на рисунке выше: точки А и В поменялись местами, значит ротор стал обращаться в противоположную сторону.

Вариант 3: смена пусковой обмотки на рабочую, и наоборот

Организовать реверс однофазного мотора 220В теми способами, что описаны выше, можно только при условии, что из корпуса выходят отводки от обеих обмоток со всеми началами и концами: А, В, С и D. Но часто встречаются моторы, в которых производитель намеренно оставил снаружи только 3 контакта. Этим он обезопасил устройство от различных «самоделок». Но все же выход есть.

Читайте также  Для чего служит кшм двигателя?

На рисунке выше изображена схема такого, «проблемного», мотора. У него выходят из корпуса только три провода. Они помечены коричневым, синим и фиолетовым цветами. Зеленая и красная линии, соответствующие концу В пусковой и началу С рабочей намотки, соединены между собой внутри. Доступ к ним без разборки двигателя мы получить не сможем. Поэтому изменить вращение ротора одним из первых двух вариантов не представляется возможным.

В этом случае поступают так:

  1. Снимают конденсатор с начального вывода А;
  2. Подсоединяют его к конечному выводу D;
  3. От проводов А и D, а также фазы, пускают отводки (можно сделать реверс с использованием ключа).

Посмотрите на рисунок выше. Теперь, если подключить фазу к отводку D, то ротор вращается в одну сторону. Если же фазный провод перекинуть на ветку A, то можно изменить направление вращения в противоположную сторону. Реверс можно осуществлять, вручную разъединяя и соединяя провода. Облегчить работу поможет использование ключа.

Важно! Последний вариант реверсивной схемы подключения асинхронного однофазного мотора неправильный. Его можно использовать, только если соблюдаются условия:

  • Длина пусковой и рабочей намоток одинакова;
  • Площадь их поперечного сечения соответствует друг другу;
  • Эти провода изготовлены из одного и того же материала.

Все эти величины влияют на сопротивление. Оно у обмоток должно быть постоянным. Если вдруг длина или толщина проводов отличаются друг от друга, то после того, как вы организуете реверс, окажется, что сопротивление рабочей намотки станет таким же, как было раньше у пусковой, и наоборот. Это может стать и причиной того, что мотор не сможет запуститься.

Внимание! Даже если длина, толщина и материал обмоток совпадают, работа при измененном направлении вращения ротора не должна быть продолжительной. Это чревато перегревом и выходом из строя двигателя. КПД при этом тоже оставляет желать лучшего.

Осуществить реверс асинхронного мотора 220В просто, если концы обмоток отводятся из корпуса наружу. Сложнее его организовать, когда выводов всего три. Рассмотренный нами третий способ реверсирования подходит только для кратковременного включения двигателя в сеть. Если работа с обратным вращением обещает быть продолжительной, то мы рекомендуем вскрыть коробку для переключения методами, описанными в 1 и 2 варианте: так безопасно для агрегата, и сохраняется КПД.

Источник: http://electricdoma.ru/elektrodvigateli/kak-pomenyat-vrashhenie-na-odnofaznom-dvigatele/